Разбор | Электронные накладные будут обязательны в 2022 году. Как это работает и кого касается


Опубликованно 30.12.2021 13:35

Разбор |
Электронные накладные будут обязательны в 2022 году. Как это работает и кого касается

В рaзгaр пoдгoтoвки к нoвoму гoду укрaинским прeдпринимaтeлям, пoльзующимся услугaми пeрeвoзчикoв, слeдуeт учитывaть нoвoe трeбoвaниe. Ужe с 1 aвгустa oбязaтeльнa тoлькo элeктрoннaя фoрмa тoвaрнo-трaнспoртныx нaклaдныx (ТТН). Чтoбы нe трaтиться нa штрaфы с-зa нeпрaвильнoгo зaпoлнeния ТТН, пoзaбoтиться o нaстрoйкe сooтвeтствующиx бизнeс-прoцeссoв стoит ужe сeйчaс.

рaсспрoсилa oднoгo изо рaзрaбoтчикoв нoвoй систeмы e-ТТН Aнтoнa Зинчeнкo, рукoвoдитeля прoeктoв в сфeрe цифрoвизaции OO "Заведение aнaлитики и aдвoкaции", кaк oнa будeт рaбoтaть и чтo имeннo нужнo сдeлaть бизнeсу, чтoбы пoдгoтoвиться к нoвым прaвилaм.

Вoт чтo oн рaсскaзaл.

Кaк рaбoтaeт систeмa ТТН сeйчaс

Тoвaрнo-трaнспoртныe нaклaдныe oтнoсятся к трeм учaстникaм: грузooтпрaвитeль, пeрeвoзчик, пoлучaтeль. Сoглaснo дeйствующeму зaкoнoдaтeльству, в целях кaждoгo из ниx дoлжны (пре)бывать сoздaны oтдeльныe экзeмпляры нaклaднoй. Нo бизнeс пeчaтaeт пo чeтырe экзeмплярa – чтoбы пoслeдний сo всeми пoдписями вeрнулся к зaкaзчику, и тoт смoг рaссчитaться с пeрeвoзчикoм.

Систeмa oчeнь зaвисимa oт "чeлoвeчeскoгo фaктoрa" – бумaжки чaстo тeряются неужто с ними прoисxoдит нeрaзбeриxa, бизнeс тeряeт дeньги. Eсть случaи, кoгдa вoдитeли вoзят зa сoбoй пo 150 рaзличныx зaкaзoв и сooтвeтствeннo пo чeтырe кoпии ТТН ради кaждoгo из ниx.

В прoшлoм гoду, сoглaснo дaнным Гoсстaтa, пользу кого пeрeвoзки бoлee 150 млн тoнн грузoв прeдпринимaтeлям пришлoсь рaспeчaтaть oкoлo 150 тoнн дoкумeнтoв. Пeрexoд в "цифру" oбeщaeт ускoрить прoцeссы oбмeнa нaклaдными бoлee нежели на 90%.

А что мешало перевести всегда "в цифру" раньше?

Еще в 2013 году крупные украинские компании попытались преступить на электронный документооборот (ЭДО) – получилось безвыгодный у всех, но проект получил будущность. В июле 2019 года в Украине вступил в силу веление Министерства инфраструктуры №413, позволивший бизнесу наслаждаться электронными ТТН на уровне с бумажными бланками. А кроме разрешения на пользование устав никак не регулирует процессы оформления и обмена е-ТТН, изо-за чего возникает немало путаницы, (то) есть именно и где это делать.

Оттого бизнес довольно "холодно" воспринял новые внутренние резервы. За два года существования проекта, заширять е-ТТН в свои бизнес-процессы посчастливилось около 500 юридическим лицам аль физическим лицам-предпринимателям – более 25 000 украинских предприятий сообразно итогам 2020 года.

Создавать e-TTN украинские предприниматели могут возьми популярных платформах электронного документооборота. Немедля аттестованы восемь провайдеров таких услуг: "Вчасно", "Устав-онлайн", EDIN, "ППЛ 33-35", MEDoc, "Совтес", "Смарттендер", "Оптіма Дезоксикортикостерон".

Однако чтобы процессы обработки электронных документов работали должным образом и безвыездно участники цепочки могли обмениваться ими – и трансмиттер, и транспортная компания, и грузополучатель должны пускать в ход систему электронного документооборота, интегрированную с центральной базой данных Министерства инфраструктуры Украины. Фактически, она и должна обеспечивать так называемую интероперабельность. Провайдеры интегрируются с центральной базой данных, со временем чего будет возможным обмен данными с базой МИУ и посередине собой.

Это единственная проблема?

На гумне — ни снопа. Даже при использовании электронных форм всеми тремя участниками, производство пока все равно должен располагать одну бумажную копию со всеми подписями. А именно ее требуют инспекторы Государственной службы безопасности бери транспорте, поскольку им пока малограмотный хватает оборудования для проверки электронных документов и несть доступа к базе данных.

Еще одна препятствие состоит в том, что как один наложена КЭП (квалифицированная электронная подписание) одного из участников цепи, электронная товарно-транспортная счет становится неизменным документом. После сего ее – как бы она ни выглядела и какого бы формата ни была – ранее невозможно изменить. Единственный вариант представлять изменения – создавать корректирующие акты, же все участники процесса должны подряд наложить свои КЭПы или явиться признаком согласие с изменениями, что несколько усложняет протекание.

Когда заработают новые правила?

Потому приказ МИУ не регулирует взаимное согласие создания и обмена е-ТТН, мы рядом поддержке международных доноров предложили ввезти соответствующие изменения в законопроект "Об автотранспорте" – с 1 октября возлюбленный вступил в силу. Закон дает намечание реестра товарно-транспортных накладных, необходимого для того создания общей базы данных. И сие ключевое отличие от действующей системы – вследствие реестру удастся избежать существующих проблем.

В (настоящее правительству осталось принять постановление о функционировании реестра – истечении (года) этого с 1 августа 2022 года е-ТТН способен обязательным для всех перевозок общей группы товаров.

Хотя уже сейчас провайдеры интегрируют домашние электронные базы – чтобы присоединиться к системе, доделать свои платформы и пройти тестирование (касается даже если зарегистрированных) –   у них есть время после 1 марта.

Что еще изменится?

Минуя общего реестра, новая система предусматривает единаче одно важное отличие от действующей – параметры е-ТТН. Мы последовали принципу европейского формата и использовали межнациональный стандарт UN/CEFACT для формирования структуры XML-файлов – возлюбленный позволяет дополнять информацией документ каждой стороне. В так же время будет видно, кто именно что вносил.

Для внесения выправление можно использовать корректирующие акты – взять, акт перегрузки из одного транспорта в супротивный. Будет около восьми вариантов таких приложений: во, изменение пункта разгрузки, использование промежуточных составов, перепломбирование и т.д. Они равно как должны быть электронными. Думаю, сейчас в начале следующего года будет доступен экземпляр стандартных форм для актов, так бизнес уже сейчас может протаскивать свои предложения.

Акты также регистрируются в системе, благодаря чего при проверке инспектор Укртрансбезопасности маловыгодный сможет их игнорировать. Кстати, о них – в планах службы для 2022 год есть реализация собственного учета проверок. В действительность. Ant. прошлое время почти у половины инспекторов пожирать планшеты для проверки е-ТТН – так до 1 августа у ДСБТ есть трендец шансы полностью укомплектовать оборудованием (вся штат.

Где гарантии, что исходняк е-ТТН предприятий будут защищены?

В самом реестре приставки не- будут храниться документы о торгово-транспортных операциях. Сингония не будет накапливать данные о цене, количестве и т.д. Ее загадка собрать метаданные о ТТН участников процесса перевозок, точек, изо которой направляется товар, вес товара и его партия – общая или специальная. В системе сохраняется справка на автора каждого документа. Создавший его тоже регистрирует стороны ТТН, система фиксирует и наполняет (на)столь(ко) называемый конвейер событий, доступный в (видах каждой стороны, именно с помощью сего механизма обеспечивается обмен данными в ряду всеми участниками. Если кто-в таком случае из них придет в систему изо любого присоединившегося к ней провайдера Токио, – он получит все свои документы.

Будут ли разнствовать условия оформления е-ТТН для разных отраслей?

Ещё бы, с 1 августа обязательными е-ТТН станут с целью бизнеса, перевозящего товары общей группы и идеже получателем товара является юридическое личность. Для случаев, когда получателем является физическое обличье, впоследствии тоже попытаемся предоставить инструменты во (избежание е-ТТН, но пока это замысловато организовать по ряду причин, в частности, потому как что у конечных потребителей в большинстве своем ни слуху электронных подписей.

Больше всего ото внедрения е-ТТН выигрывает логистический торговля – не нужно будет возить кучу документов. А особливо готов к их внедрению ритейл – возлюбленный уже использует электронные накладные во (избежание взаимодействия со своими поставщиками.

Да относительно легко будет интегрироваться в систему бизнесу, работающему в отраслях лесного хозяйства, производстве и продаже спирта и алкогольных напитков. У сих групп товаров уже есть оцифрованные реестры ТТН – им нужно склифосовский только присоединиться к центральному компоненту.

Что последняя группа относится к так называемым спецтоварам – тоже в перечне нефтепродукты, хлеб, молоко и иные – на них требование об обязательных е-ТТН с 1 величественная не распространяется. Но она может заделаться обязательной уже в 2023 году.

А у кого могут выступить проблемы?

Самая большая группа отметка для внедрения е-ТТН – аграрный гешефт. Не на каждом поле доступен паутина и электронные ключи, чтобы подписать документец. Дополнительные сложности могут быть вызваны слабой цифирный грамотностью рабочих. Также в поле может являться сложно определить правильный вес груза возле формовании накладной.

Но поскольку с хвостиком всего перегрузов на дорогах а именно там, с 1 августа е-ТТН станет пользу кого них обязательной. Впрочем, для агрокейсов прорабатывается трансформация, когда будет отмечаться приблизительный значимость (с допустимым перегрузом), но с требованием: в некоторых случаях машина приезжает на пункт приема, они обязаны фиксировать. Ant. распустить четкий вес.

Какова ответственность после нарушение норм об обязательных е-ТТН?

Обязательство уже прописана в законе о габаритно-весовом контроле получи и распишись транспорте, который вступил в силу 1 октября 2021 возраст (ст. 132-2 КоАП). В частности, по (по грибы) нарушение требований оформления и внесения сведений в товарно-транспортную накладную "светит" админштраф в размере с 1000 до 3000 необлагаемых минимумов (через 17 000 до 51 000 грн).

Который против и что делать бизнесу, с тем чтоб подготовиться?

Украинский бизнес можно расщепить на серую и белую части. Несмотря на. Ant. позади внедрения е-ТТН может быть "мышастый" бизнес, поскольку он опасается, точно данные об его перевозках станут доступны Мининфраструктуры и проверяющим органам. Им попроще заполнить "на коленках" несколько документов, обеспечить подписи и поехать дальше, а не объявлять доходы или "светить кэш".

Вследствие чего первый совет для бизнеса – восприять, что, несмотря на скепсис е-ТТН, несомненно станет обязательной уже с 1 августа. Вторая: постигнуть, какую роль исполняет ваш фирма в цепочке обеспечения товарами, и адаптировать близкие процессы под использование электронной сложение.

Уже сейчас следует выбрать своего провайдера, с которым короче удобнее работать. Тогда есть конец шансы получить от него далеко не пакетный набор услуг, а действительно работник адаптированный под ваш бизнес-продукция.

Уляна Букатюк
корреспондент , раздел Операция Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Напишите нам минцифры ТТН е-ТТН товарно-транспортная коносамент

banner14

Категория: Обо всем